Когда-то эти надгробья стояли на Брест-Литовском кладбище, где сейчас находится спортивный стадион Локомотив. Что же произошло с кладбищем? Почему оно стало спортивным стадионом? Почему вдруг эти надгробия стали обнаруживать, и что с ними будет теперь? Мы были очень заинтригованы и поэтому захотели узнать об этом поподробнее. И чтобы осуществить это, мы провели в дороге около 10 часов. Кейт Самуэльсон, одна из членов молодежного движения Youth for Youth, учившаяся в то время на журналиста, пообещала нам написать об этом статью.
В пятницу 31 октября 2014 года нашей благотворительной организации исполнился всего один год. В то утро на телефон Дебры Бруннер обрушился целый шквал электронных писем от ряда газет, включая Daily Mail, с просьбой пролить свет на историю, о которой написала Кейт. Онлайн агентство новостей ‘VICE’ опубликовало ее статью под заголовком «Город с ужасом обнаружил, что он был построен из еврейских надгробий». Эта история мгновенно разлетелась по всему миру: Израиль, США, Южная Америка и так далее. Новость передавалась очень быстро.
Брест — место рождение Менахема Бегина и до Второй мировой войны родной город 26 тысяч евреев — находился на территории Польши в межвоенное время. В самом начале войны, когда Сталин и Гитлер объединили силы для захвата Польши, Брест оказался под контролем Советского Союза, но Гитлер нарушил соглашение и 22 июня 1941 года вторгся на территорию СССР. Немецкая армия атаковала без предупреждения. Защита Брестской крепости стала первым крупным сражением операции «Барбаросса», плана вторжения сил фашистской армии на территорию Советского Союза. Это было самое крупное по масштабу вооруженное нападение в истории войн. Фашистские войска перешли западные границы Советского Союза, имея на линии фронта протяженностью 2900 километров (что равно 1800 милям) 600 000 единиц военной техники и более 600 000 лошадей для небоевых операций.
Четыре отряда нацистских убийц одновременно вторглись на территорию СССР с единственной целью — уничтожить евреев, главным образом, расстреливая и скидывая тела убитых в ямы, а иногда экспериментируя — убивая газом в передвижных газовых камерах, душегубках. Это была лишь репетиция того, что случилось вскоре в Западной Европе — создание немецких концентрационных лагерей на территории Польши, предназначенных для убийства евреев, цыган, людей нетрадиционной ориентации и политических заключенных.
26-тысячная еврейская община Бреста была уничтожена, и лишь немногие спаслись. Вплоть до 1939 года евреи свободно исповедовали свою религию, но когда СССР, будучи союзником нацистской Германии, захватил контроль над территорией, еврейский народ постепенно обнаружил, что при режиме они все меньше и меньше могут практиковать иудейство. Когда Гитлер разорвал договор со Сталиным и напал на Советский Союз, тут же следом начались нападки на представителей еврейской общины, как на живых, так и на мертвых. Эсэсовцы согнали евреев: некоторых расстреляли, некоторых поместили в гетто, откуда они были перевезены на Бронную Гору для расстрела. В том месте погибли 50 тысяч евреев из Бреста, Кобрина и Пинска. Еврейское кладбище в Брест-Литовске, где были похоронены раввины Яков Меер Падва и Иосиф-Дов Соловейчик, тоже стало одной из мишеней нацистов. Если вы хотите узнать больше о мире Бриск и его значении для еврейства, читайте здесь.